Развитие критического мышления (советы дайаны халперн)

Топ-5

В этом разделе я собрала лучшие обучающие программы от самых известных онлайн-университетов и образовательных площадок.

1. Критическое мышление – Викиум

Критическое мышление – курс для оттачивания навыков критически мыслить и грамотно воспринимать информацию. Обучение проходит с помощью тренажеров. Вас ждет участие в вебинарах, где можно задавать любые вопросы по теме, выполнение домашних заданий, общение с куратором, который поможет разобрать сложные моменты.

В программе обучения:

  • 9 видеоуроков;
  • 5 эффективных техник для борьбы с помехами;
  • 4 методики;
  • 3 практики для развития навыка самоанализа;
  • 2 полезных тренажера.

Курс ведет основатель и генеральный директор платформы Викиум, автор методик по вниманию и внимательности Сергей Белан.

Стоимость зависит от выбранного пакета:

  1. Базовый – 990 рублей.
  2. Оптима – 2 990 рублей.
  3. Премиум – 6 990 рублей.

2. Критическое мышление в работе руководителя – Нетология

Критическое мышление в работе руководителя – авторский экспресс-курс от бизнес-тренера и эксперта по развитию ключевых компетенций Татьяны Андреевой.

Он будет полезен в первую очередь действующим и потенциальным руководителям, которые ежедневно несут ответственность за свою команду, вынуждены принимать решения в условиях информационной неопределенности, аргументировать и разъяснять свою точку зрения и принятые решения.

Условия обучения:

  • длительность – 27 минут;
  • формат – лекции, проверка знаний после каждого урока + итоговый тест;
  • стоимость участия – 790 рублей.

3. Критическое мышление: как решить любую проблему – Udemy

Критическое мышление: как решить любую проблему – это двухчасовой видеокурс для тех, кто хочет научиться принимать правильные и взвешенные решения для повышения личной эффективности. Здесь вы научитесь делать обоснованные и логические выводы, сможете формулировать проблемы и определять их истинные причины, находить решения, приводить аргументацию и бороться с манипуляторами.

Просматривать обучающую программу можно не только с компьютера, но и с мобильного телефона или телевизора. Стоимость – 44,99 $. По окончании оформляется сертификат.

На базе этой онлайн-площадки также можно пройти еще один курс – ТРИЗ. Алгоритм решения инженерных проблем. Это пошаговое руководство для людей с опытом работы или образованием инженера. Оно включает в себя 4,5 часа видеолекций, полезные материалы, практические задания. Стоимость – 94,99 $.

Критическое мышление – это двухмесячная учебная программа на базе сервиса онлайн-обучения от главной российской поисковой системы. Осваивать важный навык здесь предлагается в собственной образовательной среде с помощью тренажеров и участия в дебатах на живых вебинарах под руководством опытных наставников.

Условия и формат обучения:

  • 56 часов занятий;
  • круглосуточная поддержка от наставников в чате;
  • 7 вебинаров и финальные дебаты;
  • по окончании выдается сертификат о повышении квалификации;
  • вводный часовой урок можно пройти бесплатно.

Чему вы научитесь:

  1. Корректно определять проблему, избегая ловушек сознания.
  2. Создавать грамотные решения и выбирать наиболее эффективные.
  3. Генерировать нестандартные идеи, в том числе в команде.
  4. Аргументировать свою позицию и защищать принятое решение.
  5. Находить причинные связи там, где они действительно есть, а не придумывать их.

Стоимость полного участия при единовременной оплате – 30 000 рублей. Можно внести и по 18 000 рублей в два платежа.

5. Школа критического мышления Никиты Непряхина

Школа критического мышления была основана бизнес-тренером и исследователем теории аргументации Никитой Непряхиным в 2018 году.

Перед обучением желательно пройти бесплатный тест

Он поможет обратить внимание на слабые и сильные стороны мыслительного процесса. В заключительных блоках ученики также проходят итоговую проверку для оценки эффективности программы

Сам курс включает 12 частей. Первая часть представляет собой вводный видеоролик, который можно посмотреть бесплатно. Следующие уроки посвящены отдельным темам:

  1. Когнитивные искажения.
  2. Герменевтика и лингвистические ловушки.
  3. Неформальная логика, аргументация.
  4. Как отличить ложь от правды.
  5. Креативность.
  6. Принятие решений без ошибок.

В программе:

  1. Занятия с преподавателем.
  2. Выполнение домашних заданий, упражнений и тестов.

Стоимость участия – 16 750 рублей. По завершении выдается сертификат.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Какие признаки характеризуют критическое мышление?

Критическое мышление у человека можно определить по нескольким признакам:


Признаки критического мышления

Когда у человека присутствует критическое мышление, то он способен:

  • Определять причинно-следственные связи
  • Определять, какая информация важная и отсеивать все ненужное
  • Признавать и уважать чужое мнение
  • Давать оценку событиям, информации
  • Аргументировать собственное мнение
  • Брать на себя ответственность за свой же выбор
  • Выявлять ошибки в информации и деликатно о них говорить
  • Решать проблемы в определенной последовательности, которая наиболее эффективна

Кстати, работодатели очень даже хотят иметь таких сотрудников, потому что они способны быстро решать любые проблемы и работать с информацией

Только важно понимать, что объективная оценка у таких людей страдает касательно действий начальства. Так что с ними не всегда просто, приходится соответствовать занимаемой должности

Советы для студентов и школьников

Вот несколько своеобразных упражнений для развития критического мышления (а точнее — советов), которые помогут вам развить навыки критического мышления:

  1. Сформируйте или присоединитесь к учебной группе (или серии учебных групп) и выберите ключевые темы из вашего курса для обсуждения. Исследования показывают, что учащиеся, участвующие в таких группах, как правило, получают более высокие оценки. Вы разделяете понимание ключевых тем? У вас есть разные мнения, подходы или чувства по определенным темам? На чем они основаны? Присоединяйтесь к дискуссионному обществу — или любому студенческому сообществу — и начните страстные дискуссии!
  2. Обменяйтесь курсовыми работами (заданиями, проектами и т. д.) с одноклассником и критически оцените аргументы друг друга, с использованием доказательств и выводов. Каковы сильные стороны? Что нужно для развития? Чего не хватает? С чем вы согласны? С чем не согласны? Просто будьте осторожны, чтобы не копировать работы друг друга, и помните, что, если сомневаетесь, проконсультируйтесь с лектором или преподавателем.
  3. Смиритесь с тем, что критика и разногласия — это не то же самое, что конфликт. Можно придерживаться разных взглядов на одноклассника, друга или лектора. Узнайте, как не соглашаться, предлагать и принимать критику, не будучи личной. Иногда студенты чувствуют, что если они не согласны с другим человеком, это может считаться грубым или невежливым. Но одной из основных функций университета является воспитание исследовательского и пытливого духа. Много новых знаний и идей проистекает из уважительного несогласия с другими, так как несогласие (или сомнение) — это первый из этапов развития критического мышления.
  4. Примите участие в обсуждениях в рамках вашего класса или группы. Это ваша главная возможность по-настоящему раскрыть то, что было освещено в лекциях, поэтому используйте их: задавайте вопросы, высказывайте свое мнение и подвергайте сомнению мнения других.
  5. Сообщите своим лекторам или преподавателям, если вас сильно заинтересовало что-то, чему они вас научили, или к обратной связи, которую они дали вам (это применимо, соглашаетесь ли вы, не соглашаетесь или просто хотите узнать больше). Если невозможно выступить с лекцией или учебным пособием, поговорите с ними позже, попросите о встрече или отправьте им электронное письмо. Возможно, польщенный преподаватель даже даст вам дополнительные задания для развития критического мышления.
  6. Критически относитесь к содержанию курса, особенно к рекомендованной для прочтения литературе. Выполняя задания, спросите себя, вышли ли вы за рамки демонстрации базового понимания темы. Вы проанализировали доказательства? Вы оценили аргументы? Вы синтезировали всю доступную информацию, и можете ли вы сделать какие-либо выводы на основе того, что вы сделали? Подобные размышления можно отнести к методам развития критического мышления.
  7. Посещайте семинары и тренинги по критическому мышлению. Если ваш курс дает вам возможность взять дополнительно еще и модули критического мышления, подпишитесь на них. Критическое мышление можно развивать и изучать, и те, кто тратит время на развитие своих критических способностей, с большей вероятностью добьются успеха в учебе. Посетите веб-сайт библиотеки, чтобы получить информацию о предстоящих тренингах по этой теме. Читайте книги для развития критического мышления.
  8. Наконец, помните, что критическое мышление сложно. Как набор навыков «высшего порядка», вы не можете научиться делать это быстро. Продолжай пытаться.

Приемы критического мышления

Приведем краткое описание приемов критического мышления, которые помогут вам сформировать и развить это качество.

Под этим понятием скрывается не что иное, как самопознание. Это касается не только личностных рассуждений человека, но и способности смотреть на себя со стороны.

В этом случае важную роль играет состояние, в котором человек принимает то или иное решение: например в состоянии аффекта, вы может совершить самые безумные поступки, а находясь в спокойном и умиротворенном состоянии, вы действуете разумно и осмотрительно.

Так называемый метод Шерлока Холмса отлично работает при самоанализе. Любое решение необходимо принимать лишь после тщательной проверки всех фактов, подталкивающих к нему.

Дедукция – это метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Это цепь умозаключений (рассуждений), где все звенья связаны между собой логическими выводами.

На протяжении всей своей жизни мы постоянно принимаем какие-то решения, основываясь на услышанном, увиденном или прочитанном.

Однако является ли любой источник информации правдивым? Не подвергается ли он случайному или намеренному искажению со стороны автора? Ответить на подобные вопросы нелегко, но делать это необходимо.

Проверять информацию можно, как в более авторитетном источнике, так и эмпирическим (опытным) путем. Конечно проверка на собственном опыте более надежная, но на практике она может оказаться опасной или попросту невозможной.

Например, попытка удостовериться в истинности предупреждения «Не влезай – убьет!», может окончиться весьма печально, а на проверку существования Африки у вас может элементарно не найтись денег.

Сформулированные умозаключения разумно перепроверять особенно в том случае, если они основаны на каких-то формальных рассуждениях.

Если тот или иной вывод, сделанный вами, оказался верным, это вовсе не значит, что он будет правильным и при других обстоятельствах.

Чтобы развивать критическое мышление, полезно составлять список всех возможных путей решения поставленной задачи. Визуальное представление значительно упрощает мыслительную задачу.

В этом смысле идеальными помощниками будут разные схемы, таблицы и даже простые рисунки на листе бумаги.

Вспомните, как Штирлиц, в фильме «17 мгновений весны», рисовал на бумаге лица Бормана, Мюллера и Геринга, чтобы наиболее точно расставить приоритеты в борьбе с противником.

Чтобы освоить критическое мышление, достаточно придерживаться простой схемы. Эта схема состоит из 5 этапов:

  • подготовка
  • ознакомление с проблемой
  • разработка решения
  • определение окончательного решения
  • оценка результата

С подобной схемой знакомы многие из тех, кто окончил ВУЗ или увлекался какой-нибудь исследовательской деятельностью. Четко структурированный план позволяет пошагово и рационально решать самые трудные проблемы.

Людям способным мыслить творчески, гораздо легче представлять различные варианты развития событий и оценивать свои возможности в предполагаемых ситуациях.

Поэтому настоятельно рекомендуем освоить латеральное мышление и ознакомиться с основами эвристики и ее методами. Эти вещи не только помогут вам развить критическое мышление, но и вообще окажут неоценимую услугу в саморазвитии.

Довольно часто на критическое мышление негативное влияние оказывают разного рода страхи. Если вы не будете с ними бороться, то шансы на развитие критического мышления будут невелики.

Для преодоления страхов читайте мотивационные статьи и истории из жизни великих. Это поможет вам выбирать правильные ориентиры и вдохновляться на примерах выдающихся людей.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Противостояние системы образования и формирования критического мышления.

Все мы получаем образование. Среднее, в школе, — обязательно, среднее профессиональное или высшее – по желанию. Очень часто приходится слышать, что именно школа должна научить детей думать. Но на практике всё происходит с точностью до наоборот.

Основа школьного образования – запоминание материала, его усвоение и умение выдавать «правильное», то есть заранее известное решение. Оно может быть найдено с применением полученных знаний, может – интуитивно, что характерно для творческих натур, но это будет не ваше мнение, а готовый шаблон. Наиболее показательный пример – сочинение на тему «Что автор хотел сказать своим произведением». Ответ известен, требуется только облечь его в необходимое количество слов и правильно расставить знаки препинания. Фактически, никого не интересует мнение ученика, а лишь его грамотность на письме. При этом если ребенок всё же проявит критическое мышление и выдаст нетривиальный ответ, он может и двойку получить «за содержание».

Это не значит, что не существует критически мыслящих педагогов, но система образования построена так, что куда легче заставить всех усвоить некий алгоритм и не выходить за его пределы, чем проявлять индивидуальное отношение к каждому ученику. То, что в итоге вырастает поколение, фактически не умеющее думать самостоятельно, никого не волнует, а порой и специально культивируется, ведь ведомыми людьми куда легче манипулировать. Поэтому приходится использовать метод «помоги себе сам» и учиться критическому мышлению отдельно от получения базовых знаний.

Профессор Дэвид Клустер (США) вывел пять признаков критического мышления:

    1. Самостоятельность.
    1. Обобщение.
    1. Выявление проблемы и её оценка.
    1. Аргументирование.
  1. Социальная ориентация.

Опираясь на эту последовательность, можно разработать методику развития критического мышления.

Понятие «критическое мышление» в современной педагогике

С прагматической точки зрения критическое мышление рассматривается как научный подход к решению широкого круга проблем — от обычных до профессиональных. Идея развития критического мышления зародилась в США, уходит своими корнями в труды известных американских психологов ХХ в. У. Джемса и Дж. Дьюи . Основатель Института критического мышления Мэтью Липман определял критическое мышление как квалифицированное, ответственное мышление, выносит правильные суждения, потому что основано на критериях, исправляет себя (совершенствует) и учитывает контекст. Американское общество одной из первых начала превращаться в информационное общество, Которое характеризуется изменениями, ускоряются. Информация начала приобретать качественно новых функций, которые можно сравнить с базисными функциями землевладения в Средневековье или капитала в Новое время. Информационная революция содержит важную антропологическую составляющую, что предполагает совершенствование не только техники и технологий, но и человека, прежде всего его мышления. Те, кто не мог приспособиться к новым условиям жизни, часто не могли справиться с новыми сложными вопросами, к тому же становились легкой добычей мошенников. В Америке серьезно отнеслись к этой проблеме и начали искать новые подходы к обучению своих граждан. М. Липман начал практику обучения критическому мышлению и связывал необходимость такого обучения с тем, что демократическое общество нуждается в умных граждан, а не просто рациональных. Учение ввел программу« для детей» , которая позволяла обучать детей мыслить с начальных классов и до окончания школы.

В недалеком будущем, предполагает Р. он, главным капиталом будет уже не самая информация , а ее эффективный производитель. Итак, способность обрабатывать информацию будет повышаться в цене, соответственно и навыки критического мышления станут залогом успеха в информационном обществе. Современный мир, утверждает ученый, требует постоянного совершенствования навыков мышления . Это первая весомая причина, почему следует обучать критическому мышлению. Бесспорно, внедрение обучения, ориентированного на развитие критического мышления, является насущной методической проблемой современного образования. XXI в. станет временем, когда именно умственные способности отдельных людей, а не природные ресурсы, капитал и технологии, определять решающую грань между успехом и неудачей, между лидерами и ведомыми. Умение критически мыслить обеспечивает научно-технический и общественный прогресс и является залогом демократии , а играет в его развитии первостепенную роль.

Такой тип мышления необходим для решения неординарных практических задач. Когда перед нами предстают реальные проблемы, которые невозможно решить с помощью имеющихся знаний и умений , тогда мы привлекаем принципы , стратегии и процедуры критического мышления. Это происходит при решении проблемных задач, формулировка выводов , вероятностной оценки и принятия решений. Ф. Станкато отмечал, что критическое мышление — это формулировка суждений относительно правдивости и реальности заявлений или ответов по решению проблем .

Итак, основное назначение критического мышления — это решение проблем (задач), а главным результатом критического мышления является суждение . Выдвижение гипотез — это одно из ключевых умений в критическом рассуждении, поскольку наличие проблемы предполагает формулирование предположений относительно ее решению . Психологически критическое мышление покоится на стремлении к творческому поиску, жажде знаний. С. А. Терно разработал теорию развития критического мышления в процессе обучения.

Когнитивные искажения

Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».

Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:

«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».

Систематическая ошибка внимания — зависимость нашего восприятия от повторяющихся мыслей. Мы чаще замечаем то, что встречали или запоминали раньше, игнорируя другие варианты.

Пример

Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее

Соответствие эмоциям — способность вспоминать факты и события, испытывая определенные эмоции. Эмоциональные паттерны вызывают разные значимые ассоциации, связанные с нашим предыдущим опытом.

Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.

Недооценка бездействия — склонность недооценивать последствия бездействия, сравнивая его с результатом действия. Выбирая между действием и бездействием с аналогичными последствиями, люди чаще выбирают бездействие.

Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.

Иллюзия частотности, или феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, при которой недавно изученная информация кажется слишком часто повторяющейся, если появляется снова в течение короткого периода времени.

Пример

Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться

Эффект иллюзии правды — склонность доверять сообщению после его многократного повторения. Людям проще воспринимать знакомую информацию, чем анализировать новую.

Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.

Экономика образования

Как использовать критическое мышление в информационном потоке

Что такое критическое мышление?

Это тщательный анализ, обработка и осмысление информации. Хотя его часто преподают как часть курса философии (и его корни – в трудах Платона и Аристотеля), навыки критического мышления могут быть полезны для решения любой проблемы, предметной области, вопроса или концепции.

Это включает в себя тщательный мониторинг ваших собственных мыслей

Внимание к тому, откуда они берутся и как они следуют друг за другом. И это требует определенной степени непредубежденности

В частности, хорошие критические мыслители стараются быть нейтральными по отношению к своим собственным мыслям, обнаруживая предубеждения, а затем исправляя их.

Более того, последние исследования ясно показывают, что критическое мышление дает значительные преимущества для всех областей мышления. Например, человек с критическим мышлением может сделать следующее:

  • Задавать соответствующие, четкие вопросы с точным и ограниченным объемом.
  • Методично собирать информацию и точно ее оценивать.
  • Придерживаться обоснованных выводов и оценивать их по отношению к контраргументам.
  • Показать постоянное понимание границ своей компетенции
  • Общаться с другими продуктивно и беспристрастно, получая результаты, даже когда решаете сложные проблемы.

Как видно из вышеизложенного, упражнения по критическому мышлению не только полезны для вашей карьеры. Они также способствуют улучшению взаимоотношений, позволяя вам быстрее преодолевать конфликты и осознавать себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector