Артикуляционная гимнастика в детском саду. картотека артикуляционных упражнений консультация по логопедии

Содержание:

Игры для языка

Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.

Иголочка

Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.

Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.

Непослушный язычок

Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.

Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.

Чистим зубы

В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.

Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.

Парус

Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.

Плывет кораблик по волнам,

Рвется парус к облакам.

К борту волны поднимаются,

И о кораблик разбиваются.

Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка

Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.

Котенок

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Котик любит молоко:

Лишь нальешь — слизнет он вмиг.

Лакает живо и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.

Рекомендации к проведению занятий

Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.

Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:

  1. Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
  2. Одно задание выполняется 5-7 раз.
  3. Удержание позы по 10-15 секунд.
  4. Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
  5. Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
  6. Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
  7. Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
  8. Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
  9. Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.

Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.

Артикуляционные упражнения

  • улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
  • (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).

«Месим тесто»

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

«Блинчик»

улыбнуться;

приоткрыть рот;

положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.  

Чистим зубы»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;
  • делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
  • нижняя челюсть при этом не двигается.


 

«Часики»

  • улыбнуться, открыть рот;
  • кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
  • нижняя челюсть неподвижна.

«Вкусное варенье»

  • улыбнуться, рот открыть;
  • медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
  • нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее  вниз рукой).

«Киска
сердится»

  • губы в улыбке, рот открыт;
  • широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
  • на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами,  на счет «два» язык убирается  вглубь рта;
  • кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за  нижними зубами рот не закрывается.

«Загнать мяч в ворота»

  • положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
  • щеки не должны надуваться.

  • рот закрыт;
  • кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
  • на щеках образуются твердые шарики — «мячики».

  • открыть рот;
  • узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
  • не прикасаться к губам и зубам.

«Трубочка»

  • открыть рот;
  • высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
  • подуть в «трубочку».

Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы
поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением
свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца)
будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более
тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата,
нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.

Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»

Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, выполняемый для развития речевого аппарата, органов дыхания, мимических мышц. Она способствует:

  • постановке звука;
  • коррекции нарушений артикуляторного аппарата;
  • развитию силы и двигательной активности у органов, отвечающих за артикуляцию (небо, язык, губы).

Артикуляционная гимнастика в группе с зеркалом

Чтобы произносимые ребенком слова были четкими и понятными, органы речи должны отличаться силой, подвижностью и упругостью. Поэтому в ДОУ так много внимания уделяется различным упражнениям на мимическую, жевательную и глотательную мускулатуру.

Обратите внимание! Помимо этого к подготовительной группе дошкольнику нужно уметь выполнять задания на развитию органов дыхания, участвующих в образовании звука

Кому показаны и противопоказаны занятия

Занятия полезны для всех детей, ведь отклонения в речи присутствуют в разной степени у каждого ребенка. Даже если нарушения не сильно заметны, занятия на артикуляцию будут отличной профилактической мерой.

Однозначно требуется проведение занятий для детей:

  • с явно выраженными нарушениями звукопроизношения (дислалия, дизартрия, картавость);
  • с нарушенным темпом и скоростью речи;
  • с неразборчивой связной речью (даже если по отдельности звуки произносятся правильно).

Противопоказания к проведению артикуляционной гимнастики – временные. Так существуют ограничения при одновременном проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики. Запрещено совмещать занятия при патологии сосудов, наличии психических заболеваний, пороках сердца. Следует ограничить проведение занятий при воспалении языка и губ, острых стадиях заболеваний десен и зубов, тонзиллите.

Важно! Противопоказания являются таковыми лишь на время болезни ребенка. В остальное же время артикуляционная гимнастика – лучший помощник для становления разборчивой и красивой речи

Занятие с логопедом

Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет

  1. «Заборчик». Верхние и нижние зубки плотно сомкнуты. Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, обнажая зубки. Про себя нужно произнести «И», удерживая такое положение от 5 до 10 счетов.
  2. «Трубочка». Ребенок снова смыкает верхние и нижние зубки, как в предыдущем упражнении. Затем нужно округлить и немного вытянуть губы, как будто произнося продолжительное «О». Задержаться в таком положении, считая от 1 до 10. Немного отдохнуть и повторить упражнение.
  3. «Маляр красит стены». Попросите ребенка провести язычком по внутренней стороне щек, по пространству между губами и по десне. Пускай малыш представит, что волшебный маляр красит домик, в котором живет язычок.
  4. «Воздушные шарики». Ребенок должен надуть щеки, удержать несколько счетов воздух и выпустить через рот.
  5. «Орешки». Попросите малыша дотронуться языком до одной щеки, подержать, затем перенести язык на другую щеку, удержать в таком положении несколько счетов.
  6. «Наказываем непослушный язык». Ребенок слегка приоткрывает ротик, кладет язык на нижнюю губку, а затем начинает слегка шлепать язык губами. При этом нужно произносить: «пя-пя-пя», а затем, покусывая слегка язык, говорить: «тя-тя-тя».
  7. «Часы». Ребенок слегка приоткрывает рот, кончиком языка проводит по верхней губе, затем, по часовой стрелке, по нижней губке. Следите, чтобы малыш не поджимал губы, не выходил языком за контур рта, не двигал челюстью.
  8. «Крестики». Ребенок приоткрывает ротик, кончиком языка дотрагивается сначала до центра верхней губы, затем – до нижней, потом переводит язык в левый уголок, в завершении – в правый.
  9. «Качельки». Попросите малыша дотронуться кончиком языка сначала до зубов сверху, затем – снизу. Челюсть при этом двигать нельзя.
  10. «Лакаем молочко, как котенок». Кроха выполняет движения языком, как будто котик пьет молоко. Следите, чтобы работал только язык, а голова оставалась неподвижной.
  11. «Цокаем, как лошадка». Предложите ребенку широко улыбнуться, чтобы показались зубы. Теперь пускай кроха поцокает языком, как лошадка. Губки улыбаются. После непродолжительного отдыха повторите упражнение еще раз.
  12. «Чистим зубы». Сначала ребенок улыбается, затем приоткрывает ротик, начинает проводить языком сначала по верхним зубам, затем по нижним. Можно «чистить» зубы с внутренней и внешней стороны.

Вот такая на самом деле несложная артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет (видео найдете ниже). Выполняйте с удовольствием!

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный
    сигматизм, при котором кончик языка просовывается
    между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,
    прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка
    при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или
    длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, 
    З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),
    гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит
    не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта
    и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий
    язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,
    З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного
    сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно
    смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной
    может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это
    происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по
    которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:
    повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Примеры конспектов занятий

Конспект занятия включает в себя:

  • Предлагаемую тему занятия («Отработка звука «С»).
  • Группу и возраст детей («Подготовительная группа, 6-7 лет).
  • Форму проведения (Групповое/ Подгрупповое / Индивидуальное занятие).
  • Цели и задачи комплекса.
  • Ход занятия с таймингом:

Организационный момент – 30 секунд;

Упражнение «улыбка» – 30с;

«Хоботок» – 30с;

Чередование «улыбка-хоботок» – 45с;

Упражнение «шарик» – 20с;

«Шарик сдулся» – 20с;

Чередование «шарик – шарик сдулся» – 30с;

Упражнение «лопатка» – 1 мин

«Наказать непослушный язычок» — 30с;

«Маляр» — 1 мин

«Чашечка» — 30с

Подведение итогов – 1 мин

  • Используемый наглядный материал и техническое оснащение (презентация, ПК, альбом по развитию речи).
  • Используемая при составлении плана методическая литература.

Важно! Лучше всего проводить занятия под тематическую песенку или стишок. Вслушиваясь в слова педагога, дети не обращают внимания на сложность упражнений и проявляют меньше негативных эмоций в случае неудачного выполнения

https://youtube.com/watch?v=rb8b7eXPvSY

Например, история про кота Рыжика:

  • Упражнения на зевок – «Котик рыжик заскучал, ни с кем дома не играл»
  • Улыбка – «Чтоб друзей он нашел, в детский садик кот пошел»
  • Маятник – «Потянулся влево, вправо»
  • Варенье – «Съел варенье из кармана»
  • Хлопки в ладоши – «Замурчал: Малыши! Веселитесь от души!»

Обратите внимание! Из специальных дидактических пособий логопеды часто применяют альбомы Ирины Волошиной. Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Особенность их — наглядное оформление материала

Одно наглядное дидактическое пособие предназначено специально для мальчика: губы малыша становятся то мотором, то гаражом, язычок попеременно именуется дорогой, мостиком или машинкой – такая книга привлечет внимание любого маленького непоседы

Вторая книга – для девочки – здесь господствуют феи, принцы и принцессы. Помимо развития речевого аппарата красочные дидактические материалы позволяют пополнять как активный, так и пассивный словарь ребенка. Хватает данного материала, как правило, на месяц активных занятий. Стоимость пособия – от 255р до 300р*.

Важно! Прекрасно знакомят дошкольников с правильной постановкой звуков и «Сказки о Веселом Язычке». В них артикуляторный орган как живой – кушает, спит в кровати, дружит с котенком и делает еще множество интересных вещей

Все слова стихотворений сопровождаются соответствующими движениями языка.

Пример занятия ребенка

Если занятия по развитию артикуляторного аппарата будут проводиться регулярно, начиная с младшего дошкольного возраста, то существенно сократится количество неправильно сформированных сложных звуков (свистящих, сонорных, шипящих). И это значит, что малыш будет радовать родителей правильно поставленной, красивой речью без особого логопедического вмешательства.

*Цены актуальны на 3.05.2019

Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

Звук С:

  • губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
  • передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
  • язык находится в положении «горка»;
  • боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
  • передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
  • мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Звук З

Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Сь:

  • средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
  • желобок разрушается;
  • передняя часть спинки языка более выгнута.

Звук Зь

Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

Звук Ц:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Правила занятия артикуляционной гимнастикой

Гимнастику для речи можно сравнить с физическими упражнениями. Если вторые помогают укрепить мышцы рук, ног, спины и шеи, вырабатывают правильную осанку и красивую фигуру, то артикуляционные упражнения нужны для ловкости, точности и красоты речи. Чем раньше начать упражняться, тем быстрее проявится эффект. Заинтересуйте ребёнка — проводите упражнения в игровой форме, тренируйтесь вместе с ним и не переусердствуйте: 5 — 7 минут в день вполне достаточно.

Где лучше проводить занятия?

Посадите малыша на стульчик возле большого зеркала или дайте ему в руки маленькое. Зеркало для занятий артикуляционной гимнастикой необходимо. Оно даёт возможность ребёнку контролировать свои движения. Показывая пример, вы должны быть в поле зрения ребёнка. Главное, чтобы ребёнку было комфортно и он не испытывал напряжения.

Когда и сколько заниматься?

Для закрепления новых навыков и доведения их до автоматизма упражняемся каждый день. Много времени для этого не понадобится. Достаточно 5-7 минут.

Как вариант, можно заняться артикуляцией до завтрака или после утренней гимнастики.

Работа над речью кропотливая, но результат того стоит!

Какие особенности в занятиях с детьми разного возраста?

Основным правилом проведения артикуляционных упражнений для детей всех возрастов — это игровая форма занятий!

Артикуляционная гимнастика для детей 3 — 4 лет. Начинаем занятия со сказочной игры. Её сюжет можно придумать самому или подсмотреть в интернете, он может видоизменяться от занятия к занятию. На первых порах никаких критериев оценки выполнения малышом упражнений. Главное — запомнить и повторить. Ближе к 4-х летнему возрасту количество навыков увеличивается, дети запоминают комплекс упражнений.

Артикуляционная гимнастика для детей-дошкольников (5 лет)

Детки 5 лет уже хорошо знакомы с упражнениями, поэтому внимание фокусируется на чёткости и плавности выполняемых действий, умении оставаться в определённом положении от 5 до 10 секунд (под контролем взрослого). Темп проведения варьируется от медленного до быстрого

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет. Занятия для таких детей включают в себя выполнение всех комплексов артикулярных упражнений. Проводятся занятия, направленные на развитие фонематического слуха (дифференцирование разных звуков).

Что делать, если у ребёнка не получается?

Самое главное, не ждите мгновенных результатов. После первого занятия в тренажерном зале, ещё никто не вышел с мышцами Арнольда Шварценеггера. С тренировкой мышц артикулярного аппарата все так же. Звук «р» требует тренировок! Поначалу движения у малыша несимметричные, напряжённые и прерывистые

Не стоит заострять на этом внимание ребёнка! Это отобьёт у него желания продолжить тренировки. Подчеркните то, что удалось достичь

Замечайте каждую мелочь. И хвалите, хвалите, хвалите. Со временем вы заметите, как движения малыша становятся все более координированные, симметричные, плавные и лёгкие.

Если по прошествии времени не удаётся достичь результата (ребёнок выполняет упражнения несимметрично, напряжённо и отсутствует лёгкость), без помощи специалиста не обойтись. Понадобится логопед.

Для чего нужна гимнастика

Гимнастика для артикуляции подразумевает подготовку речевого аппарата для правильного говорения. Последнее проявляется в четкости произношения отдельных звуков − артикуляции. Проводится чаще всего разминка в игровой форме, чтобы настроить малыша на позитивную работу. Подготовительный этап включает упражнения для всех органов речевого аппарата: языка, губ, неба, щек. В процессе выполнения артикуляционной гимнастики, как при утренней зарядке, разогреваются все мышцы для успешного говорения, усиливается гибкость, кровоток. Любое занятие с логопедом начинается с разогрева артикуляционного аппарата, тренировки органов говорения. Подготовительная часть позволяет:

  • укрепить мышцы языка, щек, губ;
  • снизить напряженность и гипертонус речевого аппарата;
  • увеличить амплитуду движения органов речи;
  • произвести правильную постановку определенного звука;
  • улучшить кровообращение;
  • привести в подвижность артикуляционный аппарат;
  • в короткое время справиться с логопедическими дефектами речи;
  • дать понять ребенку, как правильно четко произносить отдельный звук.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

С нижней челюстью нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить сустав. Никаких резких движений!

Медленно и плавно выполняйте следующие упражнения:

  1. Кривляка. Опустите нижнюю челюсть к груди, язык высуньте к подбородку.
  2. Препятствие. Давите кулаком на челюсть снизу, одновременно стараясь открыть ее, преодолевая сопротивление.
  3. Силач. Откройте рот и опустите нижнюю челюсть. Представьте, что к ней привязан груз и вам нужно поднять его. Напрягите мышцы и медленно закрывайте рот.
  4. Обед. Имитируйте жевательные движения с открытым и закрытым ртом.
  5. Акула. Двигайте челюстью поочередно в разные стороны: вниз, влево, вправо, вперед.
  6. Пение. Произносите гласные звуки “а”, “о”, “у”, “э”, “ы”, концентрируясь при этом на движениях челюсти.

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Стихи для первого движения артикуляционного упражнения:

 Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку

Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для второго движения артикуляционного упражнения:

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Упражнение  2. Открой и закрой дверцу.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем, А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

Упражнение 3. Часики.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи для артикуляционного упражнения:

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Упражнение 4. Лопатка. Иголочка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Получилась «Иголочка».

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

Упражнение 5. Качели.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Стихи для артикуляционного упражнения:

Упражнение 6. Кошечка.

Как выполнять артикуляционное упражнение:

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Комплекс упражнений для губ

Целью комплекса задания для работы с губами является расслабление мышц, нормализация тонуса кончика и тела язычка. Упражнение помогают развить дикцию, поэтому подходят для коррекции всех форм дизартрии, в том числе и стертой. С детьми до 7 лет рекомендуем заниматься в игровой форме.

Ребенок улыбается, растягивает мышцы губ максимально, но не размыкает их. Зубы не видны.

Губы складывают дудочкой и вытягиваются вперед. Дошкольник должен почувствовать натяжение мышц около рта.

Рот растягивается в широкой улыбке, зубы сжаты в правильном прикусе. Челюсть хорошо видна из-за губ.

Бублик

Упражнение похоже на задание Трубочка, но губы не нужно вытягивать длинно. Ребенок складывает их округло, так, чтобы были видны зубки и слегка выставляет губы вперед.

Предложите ребенку медленно чередовать несколько поз, задерживаясь на выполнении одного упражнения на 15 секунд. Комплекс повторите 5-7 раз подряд.

Упражнение выполняйте ритмично, четко, под счет педагога. Сначала ребенок растягивает губы в улыбке, не показывая зубы, затем складывает губки в трубочку и удерживает позу 15 секунд. После возвращается в улыбку. Комплекс повторите 5 раз.

Рыбки

Покажите дошкольнику видео, где рыбки “разговаривают” в воде. Он должен повторить их движения губами: хлопать друг об друга и ничего не произносить. Упражнение на начальном этапе выполняется медленно, затем темп ускоряется.

Поцелуй

Ребенок сильно втягивает щеки внутрь, затем быстро открывает рот и щелкает языком, губами. Раздастся звук похожий на поцелуй. Это упражнение подходит для разминки перед комплексом задания по тренировке щек.

Как проводить артикуляционную гимнастику

Во время упражнений малыш должен сидеть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься каждый день, чтобы нарабатываемые навыки закреплялись.
Упражнения необходимо выполнять 3–4 раза в день, буквально по 3–5 минут.
За один раз с ребенком лучше не проделывать больше 2–3 упражнений.
Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
Если упражнение статическое (нужно удерживать одну артикуляционную позу), то его длительность должна быть 10–15 секунд.
Двигаться нужно от простых упражнений к сложным, выбирая игровую форму подачи.
Из трех выполняемых упражнений новым может быть только одно. Остальные служат для повторения и закрепления.
Если у малыша что-то не получается, нельзя бросать и переходить к другому

Надо отработать то, что плохо дается.
Важно, чтобы ребенок хорошо видел лицо взрослого.
Начинать артикуляционную гимнастику всегда лучше с упражнений для губ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector